Почему последний российский царь Николай II с его семьей прославлены в лике святых?

Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты большевиками. Далеко не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств была совершена с политической целью или в борьбе за власть. Отсюда следует, что их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

О царской семье написано много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи: дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками.

Исторически засвидетельствовано, что семья государя Николая II была глубоко верующей и благочестивой. Все члены семьи ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия. Во время войны царица Алекасндра вместе с юными дочерями усердно трудились в госпитале, собственноручно ухаживая за ранеными солдатами. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение ради смирения

Есть те, кто считает, что последний российский монарх был плохим правителем и пострадал в первую очередь от этого: будь он человеком властным, сильным в обычном понимании слова, не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть.

Передавая власть своему брату, государь отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы). А также – потому, что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Да свершится воля Божия

Безусловно, Николай II мог бы стремиться эмигрировать из страны, организовать надежную охрану и обезопасить свою семью. Но он не предпринял никаких мер потому, что хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, а по промыслу Божиему. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи – в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал в дневнике: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!» Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, именно так они и восприняли свое страдание.

Уже в Екатеринбурге, находясь в заключении, они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи. За три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля».

Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен сам этот символ – православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия.

Как православная страна позволила себе расправу над собственным государем?

Спустя столетие, стало очевидно, что никакой самый мощный вождь, будь он хоть Петром I, не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

Причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви – имеется ввиду человеческая ее сторона. Все было далеко не безоблачно. Народ причащался, в основном, раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России – огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева – была создана только к концу XIX века. Это великое дело – народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно. Перечислять можно много. Ясно одно: вера в России – глубокая и крепкая еще несколько столетий назад, являющаяся основным стержнем и духовной силой русского народа, на тот момент стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени – прежде всего, святитель Игнатий Брянчанинов и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей.

Подвиг мученичества

Бессмысленно обвинять исключительно Николая II во всех свалившихся на страну бедах. Ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен – путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому тогда подверглась Россия. И во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее соотечественникам величие и значение их подвига, идя на который, они сознательно решили смиренно положить души свои ради спасения своего народа…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *